Ольхон (Хужир)

День 4 - 8 путешествия.

Во вторник мы проснулись рано утром, чтобы совершить 363 километровый марш-бросок в другую гостиницу в посёлок Хужир на острове Ольхон. На улице шёл моросящий дождь после разгула стихии ночью. Вечером предыдущего дня я узнал у соседей, которые прибыли в Листвянку из Германии, что они поедут на Ольхон тем же днём, что и мы, но на автобусе, и в этот же день они поедут обратно. Они выехали из Листвянки в 6 утра, а мы в 6:50, но мы так и не встретили их на своем пути. Позже я понял, что вот такие однодневные экскурсии на Ольхон не очень хороши. На Ольхоне нужно как минимум два солнечных дня, чтобы все объехать, а им ещё предстояла дорога Листвянка - Ольхон - Листвянка.

Наш путь пролегал по знакомой нам дороге Листвянка - Иркутск, далее мы ушли на северо-восток через посёлки Хомутово, Усть-Ордынский, Баяндай и Еланцы. Дорога Иркутск - Еланцы была великолепна, сравнима с дорогами Московской области. Виды при езде по этому участку дороги открываются красивые: степи чередуются с холмистыми землями. Части дороги в 12 км от поселка Еланцы до паромной переправы на остров Ольхон то ли вообще никогда не было, то ли сняли старую, чтобы положить новую. Но эти 12 км придётся потрястись, если не знаешь о том, что справа или слева можно эту дорогу объехать по “объездным", которые накатали местные жители, - вот тут можно ехать быстро. На Ольхон мы ехали по незнанию по основной дороге медленно, чтобы не сломать машину, а когда возвращались обратно, я уже, зная, где надо ехать, быстро нёсся по “объездным".

Где-то в районе Еланцов есть бухта Ая. Мы попытались туда доехать на машине, но поняли, что эта дорога не для Саляриса, а пешком в дождь туда идти не захотели, поэтому пришлось вычеркнуть эту бухту из нашего списка.

Доехав до паромной переправы, мы попали в небольшую очередь примерно на 16 машин. Пришедший через 10 минут паром взял все эти машины, а нам не повезло: мы были первые, кто не вместился на паром, и пришлось ждать ещё час, пока он не вернётся. Вообще мы попали на то время, когда у одного парома был обед. А так их там ходит два: один маленький, и вмещает 8 машин, а другой большой, вместимостью 16 машин. По правилам на паром сначала запускают местных жителей. Расписание паромной переправы можно узнать вот тут.

Приплыв на остров, мы опять попали на примерно такую же дорогу, какая была после посёлка Еланцы. Сама дорога обслуживается дорожной техникой. Её периодически расчищают от камней и песка, но эта техника оставляет на ней такую рябь, что ехать по ней на приличной скорости сложно, машину всю трясёт. Но зато эту дорогу не размывает дождь, хотя в нескольких местах было опасно вести машину - чувствовалось скольжение. Позже, когда мы приехали в Хужир, у хозяина гостевого дома я узнал, что на хороших машинах лучше ездить по объездным дорогам, которые проходят рядом с главной дорогой, но вот эти дороги как раз может сильно размывать дождь.

От паромной переправы до Хужира (30 км) мы ехали около 2.5 часов, изредка останавливаясь, чтобы сфотографировать красивые пейзажи, хотя погода и была плохая. В гостиный дом мы прибыли в 15:40. Сразу по приезду сходили к главной достопримечательности Ольхона, да и всего Байкала: мысу Бурхан, который заканчивается красивой скалой под названием Шаманка, или Шаман-Скала. Там мы и провели весь оставшийся вечер. В этот же день мы купили продукты в местном магазинчике (если будет возможность, лучше закупайтесь в Иркутске, выбор там побольше) и забронировали экскурсию на 6-ой день нашего путешествия (напомню, сейчас 4-ый день). Где-то в этой точке 53.196688, 107.342258 (ул. Пушкина 22) есть палаточка с сувенирами, в которой, по словам хозяина нашего гостевого дома, девушка торгует ещё и турами без посредников. Туда мы и отправились за турами, где нас успешно записали на 6-ой день нашего путешествия (5-ый у них был занят), на индивидуальный 8-и часовой тур по северу острова Ольхон. Индивидуальный - это значит, что нам выделяется Нива и водитель, который ещё и обед делает где-то в середине дня, пока мы ходим по достопримечательностям. Мы сначала с опаской отнеслись к этому туру, но альтернатива была - “буханка", набитая 10-ю пассажирами, которая возит их от места к месту, не давая полностью насладиться красотой природы. И в итоге мы взяли предложенный тур. Он нам обошелся всего за 4000 руб. на двоих при том, что машина вместила бы ещё одного пассажира.

5-ый день нашей поездки выдался дождливым. Мы дождались, когда дождь прекратится, и взяли в прокат велосипеды, чтобы поездить по близлежащей местности. Но в итоге катались не больше 2 часов, так как опять зарядил дождь, и мы решили сдать велосипеды и провести весь день в доме, выйдя на улицу только к вечеру, чтобы ещё раз посмотреть на мыс Бурхан. К нему в итоге мы ходили каждый вечер нашего проживания на острове. Если вам нужен будет телефон девушки, занимающийся турами, пишите мне на почту, я его вышлю.

На следующий, 6-ой день нашего путешествия, как по заказу выглянуло солнце, и стало теплее, и мы отправились в 9 утра в нашу поездку на Ниве. Водитель попался хороший, гонял на своей машине там, где я бы на своем Солярисе полз бы, да и, возможно, не проехал бы. Он обгонял все машины, которые встречались нам на пути, при этом рассказывал про достопримечательности. После этого путешествия мне даже захотелось купить себе Ниву и ездить на ней по местным болотам.

Итак, на Ниве мы поехали от Хужира в сторону посёлка Харанцы. Первой нашей остановкой был залив Харалдай, далее мы побывали на мысе Улан-Хушун, в посёлке Песчаная, мысе Три брата и добрались до мыса Хобой - самой северной точки Ольхона. Обычно на этот мыс уходит много времени, поэтому, пока мы там бродили, наш водитель и шеф-повар сделал нам обед. Пообедав, мы отправились сначала к скале “Сердце", а потом в посёлок Узуры. Все места мне отдалённо напоминали Новозеландские красоты, с одним исключением, что по Новой Зеландии ездить на машине просто, а тут нет.

В этот же день мы с водителем договорились, что на следующий день он нас свозит за те же 4000 руб. на юг острова. Приехав домой, мы поняли, что за весь день обгорели, хотя прятались от солнца. Возможно, там оно всё-таки активнее, чем в Московской области.

На 7-ой день нашего путешествия мы намазались кремом, одели закрытую одежду, чтобы защититься от солнца, и поехали с нашим водителем на юг острова. Наш путь был такой: сначала поехали к обзорной беседке на холме рядом с Хужиром, далее отправились к озеру Хонхой, где-то в степи заехали к одиноко растущей берёзе, далее съездили на мыс Хоргой, потом на мыс Кобылья голова. Там от места стоянки пришлось далеко идти пешком, но мы уложились в 1 час 40 минут, как раз к обеду. Правда, хотелось побольше провести там времени. К слову, те люди, которые ездили на “буханках", не имели возможности сходить поближе к концу мыса Кобылья голова, так как их поджимало время. Далее мы съездили к Нурскому озеру. Вода в нем прогревается лучше, чем в Байкале, и можно искупаться, но мы не рискнули, только ноги помочили. Далее мы съездили к какому-то заливу и после него заехали на гору, с которой можно увидеть сразу и Байкал, и пролив “Малое Море".

На следующее утро, на 8-ой день нашего путешествия, мы рано утром выехали из гостевого дома и отправились в Иркутск. По пути мы проехались по некоторым не труднодоступным местам, в которых были накануне и которые хотели бы обойти ещё разок. Фактически это озеро Хонхой. За день до этого мы пошли по косе, но не думали, что не сможем подняться на возвышение, так как оказалось, что это озеро сообщается с Байкалом проливом, который не так просто перейти. Поэтому на следующий день мы на машине заехали на мыс, и оттуда уже пешком поднялись в гору. Далее мы поехали ближе к переправе, но всё-таки захотели искупаться в Байкале, поэтому заехали к Нурскому озеру, чтобы поплавать в нём перед отъездом. Не знаю, почему его называют озером, по мне это залив.

К 12 часам мы подъехали к переправе и ждали 1.5 часа нашей очереди. После того, как переправились, 3 часа потратили на то, чтобы добраться до мыса Мухор. Гору, которая заслоняет его, пришлось преодолевать пешком, так как подъём был слишком крутой для нашей машины. Добрались до места под названием Мандархан, и там моя девушка ещё раз искупалась. Вода там была ещё более тёплой, чем в Нурском озере, за счёт того, что заход в воду очень долгий. После мы отправились в Иркутск, времени уже оставалась мало. Добрались к 20:00.

На 9-ый день нашего путешествия я сдал машину, предварительно заправив её бензином и помыв. Новых сколов и царапин не было, хотя я боялся, что после такой дороги они будут. Проехали мы на ней в общей сложности 800 км. В Хужире она 3 дня стояла без движения.

Далее вылет, 6.5 часов полёта, и мы в Москве.