Описание релокации в Черногорию(апрель 2022 - ноябрь 2024)
Итак, конец февраля 2022 года был очень нехорошим, и было принято решение куда-то уезжать, а вот куда - мы думали весь следующий месяц. Хорошо, что у компании, где я работал, был план по релокации меня как сотрудника куда-нибудь за границу. Вариантов было несколько: Армения, Казахстан, Турция, Грузия и Черногория. И выбор, в конце концов, пал на Черногорию, и сразу скажу - это был правильный выбор, так как в остальных странах было бы больше проблем, чем в Черногории.
Ух, столько трудностей надо было сразу преодолеть, чтобы переехать в Черногорию.. Мы уже были не одни, а с дочкой. Ей было на момент вылета из России 10 месяцев. Нужно было быстро сделать загранпаспорта (а Ангелину ещё нужно было и сфотографировать на паспорт), сделать справки о несудимости и другие документы. Но в целом мы со всем справились (я только забыл корочки от дипломов, думая, что они не нужны).
Полёт был не из простых - билеты были недешёвыми, поэтому пришлось экономить с помощью пересадок, то есть нужно было купить билеты не с одной пересадкой, а с двумя (Москва-Питер-Стамбул-Подгорица). Мы справились. Ещё хорошо, что нам в России удалось купить удобную коляску для Ангелины, с которой было удобно летать да и просто гулять.
Ну а дальше понеслось. Первым делом мы решили на неделю снять квартиру в Будве, там же снять машину и поездить по ближайшим городам с целью выведать, какой город лучше для жизни, ну и уже там снять квартиру на долгосрок.
В Будве нам не понравилось - там дом на доме и домом погоняет. Гулять с коляской негде, пришлось бы прыгать с ней. В Которе почти всё то же самое, да ещё и солнца нет. Тиват - слишком вытянут и тоже проблема, что всё в горку идёт. А вот город Бар стоял особняком среди этих городов. Центр города - плоский, полно парков для прогулок, магазины в шаговой доступности, тротуары все со съездами - рай для прогулок с коляской. Ну и было решено переехать в этот город во временное жильё и на месте уже искать жильё на долгосрок. Мы закидали все вещи в Тойоту Ярис (не понимаю, как в неё поместились все наши пожитки, да ещё не пришлось ездить два раза) и переехали. Сразу же по приезде (как непривычно писать “по приезде” :) ) нам жутко не понравилась квартира, которую мы сняли, поэтому пришлось потерять 250 евро и переехать в более дорогую квартиру, в комплексе Сохо Сити. И вот там всё уже было отлично. И было уже хорошо искать квартиру на год, и мы нашли её. Я постил объявления в соцсети о поиске квартиры, и мне написал чел по имени Якша. Мы быстро откликнулись на его предложение и поехали смотреть квартиру. Он нас предупредил, что сейчас в квартире живут жильцы, которые скоро переезжают, и оказалось, что в этой квартире жил сотрудник из моей компании. Мы с ним поговорили про квартиру, он рассказал про плюсы и минусы. После встречи мы со Светой всё обдумали и решили квартиру снять. Стоила она недёшево, 650 евро в месяц, причём отдать нужно было сразу за 1-ый месяц и последние 6. В общем, мы всё оформили и начали наконец-то жить в жилье, откуда не нужно было никуда съезжать. Ну а дальше был долгий процесс получения ВНЖ и поездка в РФ, чтобы доделать там некоторые дела.
Сам город Бар я бы не рекомендовал для проживания, если вы планируете путешествовать по Черногории, так как он находится вдали от основных достопримечательностей. Бар хорош для круглогодичной размеренной жизни.
В целом мы провели в Черногории 2.5 года, с конца апреля 2022 года и до конца июля 2024-го. Потом у нас ещё была поездка с октября по ноябрь 2024 года - мы просто сгоняли туда-обратно, чтобы доделать дела и немного попутешествовать, с заездом в Сербию на недельку.
В целом не буду тут расписывать всё подробно, так как в поездке в Черногорию было некогда вести этот блог. Да и формат тут немного не тот. Тут я описываю короткие и насыщенные поездки, а там была длинная и менее насыщенная.
Вся наша жизнь в Черногории и чуть-чуть в Сербии и Албании описана вот тут: https://t.me/Odnazhdi_v_Chernogorii
Публикую тут карту, которую я собирал сам в интернете.
Но она у меня закончилась, и мне друг порекомендовал обратиться к Shasha0404 и приобрести у неё более подробную карту мест в Черногории, что я и сделал, и мне хватило мест ещё на долгое время.
Была ли ошибкой релокация в Черногорию? Нет, не была. Это замечательная страна, которая нас встретила хорошо, и мы провели там всё это время как дома. Я работал, а в выходные и по вечерам мы гуляли в обалденных местах. Отпуски, к сожалению, пришлось тратить на поездки в Дубну, поэтому полноценных отпусков в Черногории у меня не было, кроме октября и ноября 2024 года.
За эти 2.5 года мы 4 раза слетали в Дубну, а по самой Черногории путешествовали не счесть сколько раз (в основном одним днём). В последний год я навострился за один день доезжать до другой части Черногории. Там путешествовал и возвращался обратно, но это если ехал один. Со Светой и Ангелиной так нельзя было сделать - они не любят ездить долго, поэтому я вставал в 4 утра и ни свет ни заря один выезжал на рассвете.
Ну а дальше я распишу некоторые моменты, которые обычно описывал в своих путешествиях.
Дети
Хорошо ли детям в Черногории? Я думаю, да. Там можно найти много разных активностей для них на русском языке, так как в Черногории живёт много русскоговорящих людей. В 2022 году их было много, а сейчас просто достаточно. Не знаю, как всё будет после того, как введут визовый режим.
Детские садики и школы можно найти и на русском, и на английском языках, а можно отдать ребёнка и в Черногорскую школу или садик.
Жена во время нашей релокации была в декрете и могла проводить время с дочерью, поэтому они гуляли по солнечной набережной, попивая смузи, в то время, пока я работал)))
Еда
Мы могли питаться дома. Рядом с нами был очень хороший магазин Voli. Там мы закупались и едой, и водой. Кстати, по воде советуют либо фильтровать её, либо покупать в бутылках, так как в Черногории вода из-под крана как минералка - могут быть проблемы с почками, поэтому мы постоянно возили на коляске по 12-18 1.5 литровых бутылок Rosa (она лучше всего по минералам). Также у нас за время жизни в Черногории накопился хороший список ресторанчиков, где мы ели. Мы отметили их для себя, так как они нам понравились.
Виза
Виза была не нужна на тот момент, именно поэтому много россиян поехали именно в эту страну. Многие из них выбрали её как основной плацдарм для своей жизни. Но сейчас, на начало 2026 года, ходят слухи, что к сентябрю визы для россиян всё-таки запустят.
Транспорт
В целом найти машину не проблема. Тут есть много мелких контор, которые сдают свои машины даже через телеграм. Я сначала пользовался ими, но потом мне друг скинул контакт его знакомого, который сдаёт свои машины. И я 2 года пользовался его услугами, часто снимал машины на долгосрок и был доволен. Если кому-то нужно, пишите, я дам контакт.
Гостиницы
Мы хоть и имели квартиру на долгосрок, но иногда снимали квартиры, когда путешествовали в другие регионы страны (в основном делали это через букинг). И что хорошо, везде мы платили наличкой. Картой в букинге никогда не платили.
Въезд в страну
Тут всё просто. В Черногории два аэропорта, в Подгорице и в Тивате. Мне больше понравился аэропорт Подгорицы, плюс он находится ближе к Бару.
Интернет и мобильная связь
Тут без проблем. За 10 евро (сейчас уже, возможно, за 15 или 20) можно купить симку с 500 Гб трафика в месяц. Я пользовался симкой от Mtel, и меня полностью устраивал этот сотовый оператор в Черногории.
Язык
Язык черногорский (похож на сербский, но есть какие-то отличия). На побережье большое количество местных жителей понимают русский, а если не понимают, то можно говорить так: ты говоришь на русском, а они тебе отвечают на черногорском, и вы примерно понимаете друг друга :) Английский знают только молодое поколение.
Деньги
В Черногории валюта евро. В большом количестве мест можно платить картой, а можно и наличными, но где-то - только наличными.